Капитан корабля безопасность

Содержание
  1. Стандарты в отношении капитана и палубной команды
  2. Таблица A-II/1. Спецификация минимального стандарта компетентности для вахтенных помощников капитана судов валовой вместимостью 500 или более
  3. Раздел A-II/2. Обязательные минимальные требования для дипломирования капитанов и старших помощников капитана судов валовой вместимостью 500 или более
  4. Таблица A-II/2. Спецификация минимального стандарта компетентности для капитанов и старших помощников капитана судов валовой вместимостью 500 или более
  5. Раздел A-II/3. Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных помощников капитана и капитанов судов валовой вместимостью менее 500, занятых в прибрежном плавании
  6. Таблица A-II/3. Спецификация минимального стандарта компетентности для вахтенных помощников капитана и капитанов судов валовой вместимостью менее 500, занятых в прибрежном плавании
  7. Раздел A-II/4. Обязательные минимальные требования для дипломирования лиц рядового состава, входящих в состав ходовой навигационной вахты
  8. Таблица A-II/4. Спецификация минимального стандарта компетентности для лиц рядового состава, входящих в состав ходовой навигационной вахты
  9. Раздел A-II/5. Обязательные минимальные требования для дипломирования лиц рядового состава в качестве матроса первого класса
  10. Таблица A-II/5. Спецификация минимального стандарта компетентности для лиц рядового состава в качестве матроса первого класса
  11. Капитан
  12. Ответственность
  13. Обязанности
  14. Техника безопасности на судне: основные правила
  15. Правила для судовых работ
  16. Правила для членов экипажа
  17. Работа с подъемными устройствами
  18. Швартовые работы

Стандарты в отношении капитана и палубной команды

Капитан корабля безопасность

Глава II

Раздел A-II/1

Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных помощников капитана судов валовой вместимостью 500 или более

Стандарт компетентности

1. Каждый кандидат на получение диплома должен:

.1 продемонстрировать компетентность, позволяющую ему принять на себя на уровне эксплуатации задачи, обязанности и ответственность, перечисленные в колонке 1 таблицы A-II/1;

.2 иметь по меньшей мере надлежащий диплом для выполнения функций по УКВ радиосвязи в соответствии с требованиями Регламента радиосвязи; и

.3 если он назначен ответственным за радиосвязь во время бедствия, иметь надлежащий диплом, выданный или признаваемый согласно положениям Регламента радиосвязи.

2. Минимальные знание, понимание и профессиональные навыки, требуемые для дипломирования, перечислены в колонке 2 таблицы A-II/1.

3.

Уровень знаний по вопросам, перечисленным в колонке 2 таблицы A-II/1, должен быть достаточным для того, чтобы вахтенные помощники капитана могли выполнять свои обязанности по несению вахты.

4. Подготовка и опыт, требующиеся для достижения необходимого уровня теоретических знаний, понимания и профессиональных навыков, должны основываться на разделе A-VIII/2, часть 4-1 – Основные принципы несения ходовой навигационной вахты, и принимать во внимание соответствующие требования настоящей части и руководство, приведенное в части B настоящего Кодекса.

5. Каждый кандидат на получение диплома должен представить доказательство того, что он достиг требуемого стандарта компетентности, в соответствии с методами демонстрации компетентности и критериями оценки компетентности, приведенными в колонках 3 и 4 таблицы A-II/1.

Подготовка на судне

6. Каждый кандидат на получение диплома вахтенного помощника капитана судов валовой вместимостью 500 или более, чей стаж работы на судне в соответствии с пунктом 2.2 правила II/1 составляет часть программы подготовки, одобренной как отвечающей требованиям настоящего раздела, должен пройти одобренную программу подготовки на судне, которая:

.1 обеспечивает, что в течение требуемого стажа работы на судне кандидат получает систематическую практическую подготовку и опыт по выполнению задач, обязанностей и несению ответственности вахтенного помощника капитана, принимая во внимание руководство, приведенное в разделе B-II/1 настоящего Кодекса;

.2 осуществляется под непосредственным руководством и наблюдением квалифицированных лиц командного состава судов, на которых кандидат проходит одобренный стаж работы; и

.3 надлежащим образом заносится в книжку регистрации подготовки или подобный документ.

Прибрежное плавание

7. Что касается выдачи ограниченных дипломов для работы на судах прибрежного плавания, следующие вопросы из перечисленных в колонке 2 таблицы A-II/1 могут быть исключены, принимая во внимание безопасность всех судов, которые могут плавать в тех же водах:

.1 мореходная астрономия; и

.2 радионавигационные системы, не охватывающие воды, для которых диплом

Таблица A-II/1. Спецификация минимального стандарта компетентности для вахтенных помощников капитана судов валовой вместимостью 500 или более

Таблица A-II/1

Спецификация минимального стандарта компетентности для вахтенных помощников капитана судов валовой вместимостью 500 или более

Функция:

Судовождение на уровне эксплуатации действителен

Функция:

Обработка и размещение грузов на уровне эксплуатации

Функция:

Управление операциями судна и забота о людях на судне на уровне эксплуатации

Раздел A-II/2. Обязательные минимальные требования для дипломирования капитанов и старших помощников капитана судов валовой вместимостью 500 или более

Раздел A-II/2

Обязательные минимальные требования для дипломирования капитанов и старших помощников капитана судов валовой вместимостью 500 или более

Стандарт компетентности

1. Каждый кандидат на получение диплома капитана или старшего помощника капитана судов валовой вместимостью 500 или более должен продемонстрировать компетентность, позволяющую ему принять на себя на уровне управления задачи, обязанности и ответственность, перечисленные в колонке 1 таблицы A-II/2.

2. Минимальные знание, понимание и профессиональные навыки, требуемые для дипломирования, перечислены в колонке 2 таблицы A-II/2. Этот перечень включает, расширяет и углубляет вопросы, перечисленные в колонке 2 таблицы A-II/1 для вахтенных помощников капитана.

3.

Принимая во внимание тот факт, что ответственность за безопасность и охрану судна, его пассажиров, экипажа и груза, а также защиту морской среды от загрязнения с судна в конечном счете несет капитан и что старший помощник капитана должен быть постоянно готов принять на себя эту ответственность, оценка по этим вопросам должна выявить способность кандидатов усвоить всю доступную информацию, влияющую на обеспечение безопасности судна, его пассажиров, экипажа и груза или защиту морской среды.

4. Уровень знаний по вопросам, перечисленным в колонке 2 таблицы A-II/2, должен быть достаточным для того, чтобы кандидат мог работать в должности капитана или старшего помощника капитана.

5. Уровень теоретических знаний, понимания и профессиональных навыков, требуемый согласно различным разделам в колонке 2 таблицы A-II/2, может изменяться в зависимости от того, должен ли диплом быть действителен для судов валовой вместимостью 3 000 или более или для судов валовой вместимостью от 500 до 3 000.

6. Подготовка и опыт, требующиеся для достижения необходимого уровня теоретических знаний, понимания и профессиональных навыков, должны принимать во внимание соответствующие требования настоящей части и руководство, приведенное в части B настоящего Кодекса.

7. Каждый кандидат на получение диплома должен представить доказательство того, что он достиг требуемого стандарта компетентности, в соответствии с методами демонстрации компетентности и критериями для оценки компетентности, приведенными в колонках 3 и 4 таблицы A-II/2.

Прибрежное плавание

8. Администрация может выдавать ограниченный диплом для работы на судах, совершающих исключительно прибрежное плавание, и для выдачи такого диплома может исключать те вопросы, которые не применимы в отношении такого плавания или таких судов, принимая во внимание безопасность всех судов, которые могут плавать в тех же водах.

Таблица A-II/2. Спецификация минимального стандарта компетентности для капитанов и старших помощников капитана судов валовой вместимостью 500 или более

Таблица A-II/2

Спецификация минимального стандарта компетентности для капитанов и старших помощников капитана судов валовой вместимостью 500 или более

Функция:

Судовождение на уровне управления

Функция:

Обработка и размещение грузов на уровне управления

Функция:

Управление операциями судна и забота о людях на судне на уровне управления

Раздел A-II/3. Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных помощников капитана и капитанов судов валовой вместимостью менее 500, занятых в прибрежном плавании

Раздел A-II/3

Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных помощников капитана и капитанов судов валовой вместимостью менее 500, занятых в прибрежном плавании

Вахтенный помощник капитана

Стандарт компетентности

1. Каждый кандидат на получение диплома должен:

.1 продемонстрировать компетентность, позволяющую ему принять на себя на уровне эксплуатации задачи, обязанности и ответственность, перечисленные в колонке 1 таблицы A-II/3;

.2 иметь по меньшей мере надлежащий диплом для выполнения функций по УКВ радиосвязи в соответствии с требованиями Регламента радиосвязи; и

.3 если он назначен ответственным за радиосвязь во время бедствия, иметь надлежащий диплом, выданный или признаваемый согласно положениям Регламента радиосвязи.

2. Минимальные знание, понимание и профессиональные навыки, требуемые для дипломирования, перечислены в колонке 2 таблицы A-II/3.

3.

Уровень знаний по вопросам, перечисленным в колонке 2 таблицы A-II/3, должен быть достаточным для того, чтобы кандидат мог работать в должности вахтенного помощника капитана.

4. Подготовка и опыт, требующиеся для достижения необходимого уровня теоретических знаний, понимания и профессиональных навыков, должны основываться на разделе A-VIII/2, часть 4-1 – Принципы несения ходовой навигационной вахты, и принимать во внимание соответствующие требования настоящей части и руководство, приведенное в части В настоящего Кодекса.

5. Каждый кандидат на получение диплома должен представить доказательство того, что он достиг требуемого стандарта компетентности в соответствии с методами демонстрации компетентности и критериями для оценки компетентности, приведенными в колонках 3 и 4 таблицы A-II/3.

Специальная подготовка

6. Каждый кандидат на получение диплома вахтенного помощника капитана судов валовой вместимостью менее 500, занятых в прибрежном плавании, от которого в соответствии с пунктом 4.2.1 правила II/3 требуется пройти специальную подготовку, должен пройти одобренную программу подготовки на судне, которая:

.1 обеспечивает, что в течение требуемого стажа работы на судне кандидат получает систематическую практическую подготовку и опыт по выполнению задач, обязанностей и несению ответственности вахтенного помощника капитана, принимая во внимание руководство, приведенное в разделе B-II/1 настоящего Кодекса;

.2 осуществляется под непосредственным руководством и наблюдением квалифицированных лиц командного состава судов, на которых кандидат проходит одобренный стаж работы; и

.3 надлежащим образом заносится в книжку регистрации подготовки или подобный документ.

7. Каждый кандидат на получение диплома капитана судов валовой вместимостью менее 500, занятых в прибрежном плавании, должен отвечать изложенным выше требованиям, предъявляемым к вахтенному помощнику капитана, и, кроме того, представить доказательство знания всех обязанностей такого капитана и способности выполнять их.

Таблица A-II/3. Спецификация минимального стандарта компетентности для вахтенных помощников капитана и капитанов судов валовой вместимостью менее 500, занятых в прибрежном плавании

Таблица A-II/3

Спецификация минимального стандарта компетентности для вахтенных помощников капитана и капитанов судов валовой вместимостью менее 500, занятых в прибрежном плавании

Функция:

Судовождение на уровне эксплуатации

Функция:

Обработка и размещение грузов на уровне эксплуатации

Раздел A-II/4. Обязательные минимальные требования для дипломирования лиц рядового состава, входящих в состав ходовой навигационной вахты

Раздел A-II/4

Обязательные минимальные требования для дипломирования лиц рядового состава, входящих в состав ходовой навигационной вахты

Стандарт компетентности

1. Каждое лицо рядового состава, входящее в состав ходовой навигационной вахты на морском судне валовой вместимостью 500 или более, должно продемонстрировать указанную в колонке 1 таблицы A-II/4 компетентность, позволяющую ему выполнять на вспомогательном уровне функцию, связанную с судовождением.

2. Минимальные знание, понимание и профессиональные навыки, требуемые от лиц рядового состава, входящих в состав ходовой навигационной вахты на морском судне валовой вместимостью 500 или более, перечислены в колонке 2 таблицы A-II/4.

3.

Каждый кандидат на получение диплома должен представить доказательство того, что он достиг требуемого стандарта компетентности, в соответствии с методами демонстрации компетентности и критериями для оценки компетентности, приведенными в колонках 3 и 4 таблицы A-II/4. Ссылка на «практическую проверку» в колонке 3 может включать одобренную подготовку на берегу, в ходе которой обучающиеся проходят проверку на практике.

4. В случае, если в отношении определенных функций на вспомогательном уровне таблицы компетентности отсутствуют, Администрация обязана установить соответствующие требования по подготовке, оценке и дипломированию, которые должны применяться к персоналу, назначенному выполнять эти функции на вспомогательном уровне.

Таблица A-II/4. Спецификация минимального стандарта компетентности для лиц рядового состава, входящих в состав ходовой навигационной вахты

Таблица A-II/4

Спецификация минимального стандарта компетентности для лиц рядового состава, входящих в состав ходовой навигационной вахты

Функция:

Судовождение на вспомогательном уровне

Раздел A-II/5. Обязательные минимальные требования для дипломирования лиц рядового состава в качестве матроса первого класса

Раздел A-II/5

Обязательные минимальные требования для дипломирования лиц рядового состава в качестве матроса первого класса

Стандарт компетентности

1. Каждый матрос первого класса, работающий на морском судне валовой вместимостью 500 или более, должен продемонстрировать компетентность, позволяющую ему выполнять на вспомогательном уровне функции, указанные в колонке 1 таблицы A-II/5.

2. Минимальные знание, понимание и профессиональные навыки, требуемые от матроса первого класса, работающего на морском судне валовой вместимостью 500 или более, перечислены в колонке 2 таблицы A-II/5.

3.

Каждый кандидат на получение диплома должен представить доказательство того, что он достиг требуемого стандарта компетентности, в соответствии с методами демонстрации компетентности и критериями для оценки компетентности, приведенными в колонках 3 и 4 таблицы A-II/5.

Таблица A-II/5. Спецификация минимального стандарта компетентности для лиц рядового состава в качестве матроса первого класса

Таблица A-II/5

Спецификация минимального стандарта компетентности для лиц рядового состава в качестве матроса первого класса

Функция:

Судовождение на вспомогательном уровне

Функция:

Управление операциями судна и забота о людях на судне на вспомогательном уровне

Функция:

Техническое обслуживание и ремонт на вспомогательном уровне

Источник: http://sea-library.ru/kodeks-pdnv/548-podgotovka-kapitana-i-palubnoj-komandy.html

Капитан

Капитан корабля безопасность

Капитан является высшим должностным и доверенным лицом Компании на судне. Он несет полную ответственность за безопасную эксплуатацию судна, безопасность судового персонала, сохранность самого судна и перевозимого груза, предотвращение загрязнения окружающей среды.

Капитан управляет судном на основе единоначалия. Указания, относящиеся к деятельности судна, передаются только капитану, ответственному за их выполнение.

Все члены судового персонала (экипажа) назначаются на судно с согласия капитана. Несогласие, если оно возникает, сообщается в Компанию письменно (по телексу, факсу, радио) с изложением убедительных мотивов.

Капитан издает приказы и распоряжения по судну, подлежащие неукоснительному исполнению всеми находящимися на судне лицами. Он имеет право отстранить от исполнения служебных обязанностей любое лицо судового персонала и списать его с судна, указав основания в своем приказе и уведомив об этом Компанию.

Капитан обладает исключительными полномочиями в принятии решений по обеспечению безопасной эксплуатации судна и обращении в Компанию за помощью.

Он не ограничен в праве принятия под свою ответственность любых, по его мнению адекватных сложившейся ситуации, решений по обеспечению безопасности судна, судового персонала, предотвращению загрязнения окружающей среды, сохранению груза и имущества, и Компания поддержит его в этом. О принятых им таких решениях Компания информируется незамедлительно.

Ответственность

Капитан несет ответственность за:

  • поддержание и повышение престижа и авторитета Компании на судоходном рынке;
  • проведение на судне политики безопасности Компании, понимание и осознание важности этой политики судовым персоналом, среди прочего в интересах его собственной безопасности;
  • эффективное функционирование судовой системы управления безопасностью, как составной части единой системы управления безопасностью Компании. Еженедельно проводит контроль состояния и содержания судна, судовых технических средств и т.д.;
  • создание в судовом коллективе обстановки, моральных и материальных предпосылок, побуждающих судовой персонал к осуществлению политики безопасности и повышению эффективности судовой системы управления безопасностью;
  • наличие и своевременное подтверждение судовых конвенционных, классификационных и предусмотренных национальным законодательством документов, удостоверяющих годность судна к плаванию;
  • организацию службы на судне, в том числе в аварийных ситуациях, распределение обязанностей, полномочий и ответственности;
  • составление и утверждение должностных инструкций судового персонала, при этом капитан вправе, если сочтет необходимым, в интересах обеспечения безопасности отступить от уставных положений, проинформировав об этом Компанию, которая поддержит его действия;
  • своевременное предоставление докладов по несоответствиям (авариям, несчастным случаям и др.) согласно Руководству по процедурам;
  • организацию линий связи судна с Компанией;
  • организацию обеспечения безопасных условий работы членам экипажа;
  • контроль за соблюдением и изучением судовым персоналом международных, национальных и издаваемых Компанией стандартов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию судна, предотвращение загрязнения и актуализацию этих документов;
  • проведение занятий, обучения и тренировок по отработке действий судового персонала в аварийных ситуациях;
  • ведение судовой документации — журналов: судового, машинного, радио, нефтяных операций, радиожурнал ГМССБ и т.д.;
  • предоставление в Компанию обзоров (анализов) об эффективности судовой системы управления безопасностью и предложений по ее совершенствованию.

Обязанности

При подготовке к рейсу капитан должен:

  • рассмотреть и утвердить грузовой план, убедившись, что принятый вариант загрузки обеспечивает безопасное плавание в предстоящем рейсе; капитан должен отказаться от опасного груза, для перевозки которого судно не приспособлено, а также вправе не принимать отдельные грузы, если их перевозка опасна по каким-либо конкретным обстоятельствам;
  • обеспечить контроль в ходе грузовых операций за правильностью размещения, укладки и крепления груза; капитан вправе прекратить грузовые операции, если нарушается их технология или допускаются отклонения от грузового плана;
  • проконтролировать обеспечение судна топливом, маслом, водой, продуктами питания и материально-техническим снабжением;
  • проработать навигационную и гидрометеорологическую обстановку и выбрать путь следования на предстоящем переходе морем;
  • обеспечить проверку наличия необходимых для рейса откорректированных навигационных карт, лоций, описаний маяков и огней, извещений мореплавателям, таблиц приливов и других навигационных пособий;
  • назначить приказом ответственного члена экипажа за актуализацию судовой библиотеки нормативно-правовых документов, ведение журнала их учета и наличия и определить место ее хранения;
  • назначить и заблаговременно сообщить судовому экипажу время готовности к отходу;
  • вместе со старшим помощником по окончании грузовых операций проверить осадку и остойчивость судна;
  • принять доклады от старшего помощника капитана и старшего механика о готовности к выходу в море палубного оборудования, закрытий в корпусе, механической установки, о закреплении груза и грузового оборудования, а также об отсутствии на борту судна посторонних лиц.

В рейсе капитан должен:

  • контролировать навигационную и гидрометеорологическую обстановку, состояние и местоположение судна, несение ходовой вахты;
  • выйти немедленно на мостик по вызову вахтенного помощника капитана;
  • лично управлять судном в особо сложных условиях плавания, оставляя мостик для необходимого отдыха на старшего помощника капитана (под особо сложными условиями понимается плавание в районах интенсивного судоходства и лоцманской проводки, каналах и узкостях, в сложной гидрометеорологической обстановке, во льдах и на мелководье, при входе в порт и при выходе из порта, маневрировании и швартовных операциях);
  • взять лоцмана, если это необходимо, обеспечив безопасность его приема и высадки; управление лоцманом не снимает с капитана ответственность за безопасность судна; поэтому, в случае сомнения в правильности подаваемых лоцманом команд, капитан может потребовать смены лоцмана, приняв временно управление судном на себя;
  • при встрече с непредвиденной навигационной опасностью (льды, покинутое судно и т.д.) или с непредвиденными погодными условиями, о которых не было штормового предупреждения, обеспечить передачу сообщения об опасности находящимся поблизости судам, а также компетентным береговым властям;
  • принять все меры к спасению человека, упавшего за борт; получив из любого источника сообщение о бедствии и находясь в этот момент в районе бедствия, обязан полным ходом следовать на помощь людям, терпящим бедствие; если он лишен возможности сделать это или в силу особых обстоятельств считает ненужным или излишним следовать им на помощь, то в судовом журнале необходимо сделать запись о причине, в силу которой он не последовал на помощь людям, терпящим бедствие;
  • зайти в ближайший порт при необходимости срочной квалифицированной медицинской помощи больному, которая не может быть оказана на судне в море, известив об этом Компанию;
  • при аварии судна, порче, повреждении или утрате перевозимого груза и багажа, причинении травмы людям и иных случаях, в результате которых могут быть предъявлены претензии к судну, принять все меры для оформления этих случаев установленным порядком и сообщить Компании о происшедшем без задержек и в возможно полном объеме;
  • при аварийных повреждениях и авариях обеспечить немедленное принятие мер к срочному исправлению повреждений судовыми средствами и организацию действенной борьбы за живучесть судна; при невозможности устранения и ликвидации аварийных повреждений и аварий судовыми средствами — запросить помощь или зайти в ближайший порт, оповестив об этом Компанию; при заходе судна в первый порт необходимо предъявить судно органам надзора для осмотра, определения объема повреждений и возобновления (продления) срока действия судовых документов;
  • если судну грозит гибель и, по мнению капитана, оставаться на бедствующем судне опаснее, чем находиться в коллективных спасательных средствах, он не должен медлить с командой покинуть судно; капитан покидает судно последним, приняв возможные меры к спасению морской карты с прокладкой последнего участка пути, судового, машинного и радиожурналов и ценностей.

При подходе к порту капитан должен:

  • проработать совместно со штурманским составом план подхода к порту, определив точки изменения курса, снижения скорости или остановки двигателя, навигационные опасности, глубину под килем с учетом высоты прилива и возможной просадки судна при движении на мелководье и другие меры, направленные на безопасность подхода;
  • обеспечить проверку готовности к работе якорного и швартовного устройств, перейти с авторулевого на ручное управление рулем, проверить возможность отработки задним ходом (последняя операция обычно производится при приеме лоцмана);
  • оповестить команду о возможных опасностях, с которыми можно столкнуться в порту, напомнить о предосторожностях, которые требуется выполнять при грузовых операциях, о мерах по предотвращению выброса загрязнений и о таможенных правилах в порту прибытия;
  • вступить в контакт с портовыми властями для получения инструкций относительно способа и места стоянки;
  • обеспечивать постоянный контроль местоположения судна с нанесением на карту времени прохода отдельных ориентиров (также и в случае, если судно идет по командам лоцмана).

При стоянке судна капитан должен:

  • при стоянке на якоре обеспечить постоянный контроль положения судна относительно соседних судов, берега и других опасностей; в опасных районах должны быть приняты меры по предотвращению проникновения на судно воров и пиратов (усиление вахты, закрытие якорных клюзов, надлежащее освещение судна и подходов к нему, подъем забортного трапа и т.д.);
  • обеспечивать соблюдение местных портовых, таможенных, санитарных и иных правил, подготовить и предоставить судно и судовые документы портовым властям в той мере, как это предусмотрено международными и национальными нормами;
  • предоставить по требованию портовых властей судно, судовой экипаж и судовые средства без явного ущерба для их безопасности для тушения пожара или оказания помощи в случае бедствия;
  • при стоянке у причала обеспечить надлежащий контроль за производством грузовых операций, состоянием швартовного устройства, перемещением судна относительно причала, глубиной под килем и остойчивостью судна, доступом на судно посторонних лиц;
  • при разрешении увольнения членов экипажа на берег утвердить минимальный состав вахты и членов судового экипажа, остающихся на борту для обеспечения безопасности судна;
  • уходя на берег, дать указания старшему или вахтенному помощнику капитана о производстве необходимых работ, мерах обеспечения безопасности судна и сообщить место своего пребывания на берегу;
  • Капитан несет ходовую вахту.

Источник: http://www.sifservice.com/index.php/crewing/ekipazh/item/188-kapitan

Техника безопасности на судне: основные правила

Капитан корабля безопасность

Морской транспорт является надежным средством передвижения и транспортировки различных грузов. Это связано с тем, что безопасности на судне уделяется первостепенное значение.

Все члены команды проходят обязательное обучение и несколько типов инструктажей. Ответственность за их проведение и исполнение возлагается на командира судна.

Именно капитан обязан ознакомить прикрепленных к кораблю новых членов экипажа с особенностями этого водного транспорта, внутренним расписанием, должностной инструкцией, а также действиями в связи с тревогой.

Поступивший в подчинение новый служащий должен иметь представление о месте нахождения спасательных средств, уметь пользоваться аварийными материалами и четко знать все правила.

Член экипажа, не прошедший первичный инструктаж по безопасным методам исполнения своих обязанностей, не допускается к судовым работам. Обучение имеет право провести помощник капитана или старший механик, в ведении которых находится процесс обучения членов экипажа.

Пассажиры, включая совершеннолетних родственников моряков, также обязаны ознакомиться с техникой безопасности на судне. В ведении дежурного помощника командира корабля находится журнал регистрации всех прошедших инструктаж.

Правила для судовых работ

Судовые работы

Обязательно вся трудовая деятельность должны происходить в соответствии с технологическими картами и инструкциями. В них обозначены те виды работ, которые могут быть выполнены на судне самостоятельно членами экипажа. Для уточнения используются инструкции к тому или иному оборудованию и другие технические документы (схемы).

Технологические документы содержат раздел с информацией о безопасной технологии выполнения работ на судне. Руководит процессом капитан корабля либо специально назначенное лицо из командного состава.

Для отработки практических навыков применения технического оборудования и судовых средств различного назначения регулярно проводятся практические занятия в форме учебной тревоги.

Пожарная безопасность на судне

Активно используются тренажерные комплексы УТС (учебно-тренажерные суда). На них происходит оттачивание приемов по обеспечению сохранности судна в чрезвычайной ситуации. За обучаемыми ведется постоянный контроль и наблюдение.

Соблюдение техники безопасности на корабле подразумевает закрепление за каждым членом экипажа того или иного корабельного оборудования, технических и спасательных средств, документации и помещения. Моряк несет ответственность за своевременную проверку работоспособности вверенного устройства, его исправность и поддержание его в надлежащем виде.

В обязанности ответственного лица за проведение судовых работ входит:

  • Иметь представление об устройстве, конструкции и принципах действия корабельного оборудования. Владеть безопасными приемами осуществления различных видов работ на судне.
  • Распределять членов экипажа для технического обслуживания устройств, учитывая их основную квалификацию, практический опыт и стаж работы.
  • Проводить инструктаж с объяснением технологии выполнения судовых работ. Обязательно затронуть тему по правильному применению защитных средств.
  • Осуществлять регулярную проверку на исправность всех инструментов, технических средств, которые могут быть задействованы при выполнении работ.
  • Перед тем, как приступить к судовым работам в закрытых или редко используемых помещениях проверить состав воздуха.
  • Место проведения работ оградить ограждением или пометить установкой знака безопасности. Запрещается внутри ограждения находиться людям, которые не участвуют в проводимых работах.
  • В случае несоблюдения кем-то из членов экипажа техники безопасности на судне отстранять его от выполняемых обязанностей.

Капитан или уполномоченное им лицо отвечает за сохранность жизни и здоровья, находящихся под его командованием людей. Он несет ответственность за травмопасные ситуации и случаи травматизма, поэтому он обязан принимать все необходимые меры для их предотвращения.

Правила для членов экипажа

Экипаж судна

Обязанность контролировать соблюдение всех требований безопасного поведения, а также правил работы с оборудованием возлагается также на моряков. При обнаружении нарушений охраны труда и техники безопасности стоит немедленно сообщить командному составу. Одновременно с этим необходимо приложить силы для их ликвидации.

Запрещается начинать ремонтные или профилактические работы, сопряженные с приостановкой функционирования какого-либо устройства, без согласования с капитаном или его помощником (старшим механиком). Рядом с оборудованием бытового назначения необходимо прикрепить подробную инструкцию с правилами эксплуатации. Это касается также пищеблока и прачечной.

Используя штормовые или вертикальные трапы, следует помнить о принципе наличия, как минимум трех точек опоры. При необходимости использовать предохранительный пояс. Все поручни и ступени трапов, палуба судна и проходы регулярно должны очищаться от наледи, воды или масла. Необходимо следить, чтобы они не были скользкими.

Обнаружив неисправность на трапе, служащий корабля перекрывает к нему доступ с помощью знака «проход воспрещен». На пути к рабочим местам не должны находиться посторонние предметы. Упаковку от оборудования следует класть в специально отведенное место, где она никому не будет мешать.

При выполнении работ на высоте или связанных с риском падения за борт все моряки обязаны одевать защитные жилеты и каски, использовать страховочные тросы. Человек в неисправном или грязном обмундировании к выполнению судовых обязанностей не допускается.

Ремонт и стирка спецодежды возлагается на администрацию судна. Запрещено во время корабельных работ одевать украшения (кольца, цепочки, серьги). Выходить за палубные ограждения, а также перегибаться за них также входит в число запретных действий на корабле.

Работа с подъемными устройствами

Работа на подъемных устройствах

Осуществляя деятельность с подъемными корабельными механизмами по технике безопасности на судне не допускается:

  • Начинать работу, если неисправны тормоза или возникают неточности в показаниях предохранительных приборов.
  • Использовать концевой выключатель для аварийной остановки устройства
  • Осуществлять транспортировку людей на площадках грузовых подъемниках. Исключение могут составлять лишь водители, которые управляют погрузочными машинами.

Водный транспорт МЧС России

В ситуации, когда необходимо закрепить груз или осуществить другие работы на высоте для перемещения работников используется люлька и корабельный кран. Транспортировка происходит под непосредственным контролем старшего помощника командира корабля.

Перемещение люльки должно происходить так, чтобы она не задевала грузовые контейнеры, сооружения на судне или постройки на береговой линии.

Обязательно перед посадкой в нее людей необходимо провести тщательный осмотр на наличие возможных неисправностей.

Судовым краном в такой ситуации должен управлять наиболее опытный специалист из числа членов экипажа. Использовать подъемные устройства для опускания моряков в трюм запрещено.

Швартовые работы

Швартовые работы

Правила техники безопасности на морских судах при использовании буксирно – швартовочных устройств подразумевают следование следующим указаниям:

  • Без команды командира нельзя начинать работу со швартовым механизмом
  • Не использовать канаты с колышками, а также, если на концах имеются необрубленные проволоки
  • После окончания работ убирать с барабана судовой лебедки канаты
  • Стоять в месте натяжения швартового каната
  • Не выбирать те тросы, которые пробуксовывают на турачке
  • Не прижимать их ногами к различным корабельным конструкциям
  • Выбрасывать за борт концы троса только в случае остановки судна и окончательном прекращении работы винтов.
  • На каждый роульс буксирского полуклюза закладывать только один канат

 Дополнительно рекомендуем Вам изучить 

РД 31.81.10-91

(Основные и действующие Правила техники безопасности на судах морского флота)

На водном транспорте безопасность, охрана труда и техника тесным образом взаимосвязаны. Все корабельные устройства и оборудование, которое по инструкции должно проходить регулярное техническое освидетельствование или подвергаться испытаниям должны подлежать инвентаризации. Для этого на них наносятся специальные номера.

Лица, нарушившие основные требования техники безопасности на корабле подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной законом РФ.

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/tehnika-bezopasnosti-na-sudne-osnovnyie-pravila/

Страна-права
Добавить комментарий